Учебно-методические комплексы дисциплин и электронные курсы
Развернуть/Свернуть блок Войти
Вход в систему
Пароль
 
Развернуть/Свернуть блок Выбранные курсы
Данные не найдены
 
Развернуть/Свернуть блок Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре  
Развернуть/Свернуть блок Информация для курса "История русской литературы XVIII века"
Описание: Рабочая программа курса.
Тема 1. Реформы Петра I, их смысл и значение. Культурная жизнь России в петровскую эпоху. Процесс секуляризации всех сфер жизни. Появление первых светских учебных заведений в России. Новое светское искусство. Первые беллетристические сочинения, своеобразие тем, идей, образ “героя времени” в повестях. Старое и новое в языке и образной системе произведений. Их связь с литературой XVII в. Проблема барокко в русской литературе XVII- начала XVIII в. Повести петровской эпохи: “История о российском матросе Василии Кориотском”, “История об Александре, российском дворянине”, “История о купце Иоанне…”. Отражение в этих произведениях реальной действительности. Новые черты в сравнении с повестями XVII в. Язык повестей. Создание при Петре I публичного русского театра. Школьный и придворный театры. Светский репертуар, связь театральных представлений с реальной действительностью. Первая русская газета. Литературно-публицистическая деятельность Феофана Прокоповича, его труды по теории литературы (“Поэтика”, “Риторика”); “ученая дружина” и ее просветительская деятельность. Светские издания петровского времени: “Юности честное зерцало”.
Тема 2. А.Д. Кантемир. Литературная деятельность Кантемира. Кантемир как поэт-силлабик. Реформа силлабики (“Письмо Харитона Макентина”). Сатиры. Самобытность их содержания. Связь сатир с реальной действительностью. Просветительский гуманистический характер сатир. Стиль, язык и стих произведений. Своеобразие художественной формы 1 и 2 сатир; диалог и монолог в сатирах. Приемы создания образов героев в сатирах. Переводы Кантемира.
В.К. Тредиаковский. Ранние литературные опыты. Перевод романа Поля Тальмана “Езда в остров любви”. Тредиаковский как поэт-лирик. Начало реформы силлабического стиха в трактате Тредиаковского “Новый и краткий способ к сложению российских стихов”. Патриотическая тема в творчестве Тредиаковского (“Стихи похвальные России”). Классицизм Тредиаковского (“Ода торжественная о сдаче города Гданска”, “Эпистола к Аполлину”, переводы Горация, Буало). Жанровое разнообразие лирики Тредиаковского. Стиль и язык его произведений. Создание русского гекзаметра и основ эпического стиля.
Тема 3. М.В. Ломоносов. Всесторонняя одаренность Ломоносова. Философско-материалистические взгляды. Патриотизм, борьба за национальную культуру, науку. Деятельность в Академии наук. Создание Московского университета. Завершение преобразования русского стиха (“Ода на взятие Хотина”, “Письмо о правилах российского стихотворства”). Роль Ломоносова в развитии русского литературного языка. Трактат “О пользе книг церковных в российском языке”, теория “трех штилей”. Полемика с Тредиаковским и Сумароковым. Взгляды на литературу, утверждение ее высокого гражданского значения (“Разговор с Анакреонтом” и др.). Связь поэзии Ломоносова с древней русской литературой и фольклором. Культ Петра I. Героико-патриотический характер поэзии Ломоносова. Торжественные оды, их пропагандистский характер. Тематика и стиль, разнообразие тропов в одах. Духовные оды Ломоносова: человек и Бог, наука и религия, разум и вера в его поэзии. Борьба за научное миросозерцание. “Размышления” как образцы научной поэзии. Антицерковная сатира Ломоносова (“Гимн бороде”). Вопрос о барочности и классицистичности од Ломоносова.
Тема 4. А.П. Сумароков. Сумароков - теоретик русского дворянского классицизма (эпистолы “О русском языке” и “О стихотворстве”). Трагедии: “Хорев”, “Синав и Трувор”, “Дмитрий Самозванец” и др. Их политические тенденции: программа дворянской государственности, оппозиционность по отношению к самовластию, сословный патриотизм. Стиль сумароковской трагедии. Комедии: “Тресотиниус”, “Опекун”, “Рогоносец по воображению” и др. Эволюция комедийного жанра (от комедии положений к комедии характеров и бытовой комедии. Памфлетность. Сатирическая окраска комедий. Многообразие лирических жанров в творчестве писателя. Объекты сатиры Сумарокова: резкие обличения “злонравных дворян”, чиновников, протест против злоупотреблений крепостников и защита крепостного права. Оды. Отличие стиля од Сумарокова от стиля од Ломоносова. Сатиры. Притчи (басни). Любовная лирика Сумарокова (идиллии, эклоги, любовные песни). Элементы сентиментальности в лирике. Теоретические и критические статьи. Полемика с Ломоносовым.
Тема 5. Н.И. Новиков. Екатерина II и европейское Просвещение. “Всякая всячина” как официальный журнал, участие императрицы в издании. Сатирические журналы Н.И.Новикова: “Трутень”, “Живописец”, “Кошелек”. Личность Новикова. Его литературная и просветительская деятельность. Новиков и издательское дело в России. Полемика между “Всякой всячиной” и “Трутнем” о характере и задачах сатиры; литературно-политический смысл и значение полемики. Тема крепостного права в журналах Новикова; копии переписки крестьян с помещиком, “Отрывок путешествия в И***Т***”, вопрос об авторе отрывка, “Письма к Фалалею” и др. Национально-патриотические темы и мотивы; борьба с галломанией. Разнообразие форм и видов сатиры новиковских журналов. Стиль и язык. Связь Новикова с масонами.
Тема 6. Д.И. Фонвизин. Ранние сатирические произведения в стихах (“Лисица-кознодей”, “Послание к слугам моим” и др. Политическая и философская острота сатиры. “Бригадир” как комедия о русских нравах. Сатирические образы “русских парижанцев” (Иванушка, советница). Образ бригадирши. Оценка комедии современниками. “Недоросль” как социально-политическая комедия. Тема крепостного права в комедии. Создание Фонвизиным образов-типов. Народность комедии. Проблема творческого метода в комедии. Жанр, композиция, стиль и язык комедии. Фонвизин-публицист (“Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой формы государственного правления…”). “Всеобщая придворная грамматика”. Попытка издания сатирического журнала “Друг честных людей, или Стародум”. Письма Фонвизина из-за границы.
Тема 7. Г.Р. Державин. Личность Державина. Своеобразие жанра, стиля и языка. Тема Фелицы в дальнейшем творчестве Державина. Гражданские оды Державина, их обличительно-сатирическая направленность (“Вельможа”, “Властителям и судиям” и др.). Победно-патриотические оды Державина. Образы в них великих русских полководцев (Румянцева, Суворова). Картины сельской жизни в поэзии Державина (“Евгению. Жизнь Званская”, “Приглашение к обеду”). Идиллическое изображение отношений между помещиком и крестьянами. Природа в стихах Державина. Автобиографичность державинского творчества. Философские оды (“На смерть князя Мещерского”, “Бог”, “Водопад” и др.). Анакреонтические стихи. Взгляды Державина на поэзию и поэта. Державин и классицизм. “Рассуждение о лирической поэзии или оде”. Стиль и язык произведений Державина.
Тема 8. А.Н. Радищев. Литературная деятельность. “Дневник одной недели”. Основные идеи “Жития Федора Васильевича Ушакова”. Проблема патриотизма: “Беседа о том, что есть сын отечества”. История написания и опубликования “Путешествия из Петербурга в Москву”. Многообразие идейного содержания. Критика самодержавно-крепостнического строя. Народ в “Путешествии…”. Образы дворян, крестьян, купцов, чиновников. Ода “Вольность”. Ее политическая, историческая, социальная направленность. Жанр, композиция и стиль книги.
Тема 9. Н.М. Карамзин. Ранние годы Карамзина. Заграничное путешествие. Журнально-издательская деятельность. Идейно-политическая эволюция. Карамзин и французская революция. Карамзин - автор “Истории государства Российского”. Карамзин как глава русского сентиментализма. “Письма русского путешественника”. Их познавательное и литературное значение; жанр, стиль. Повести Карамзина (“Бедная Лиза”, “Наталья - боярская дочь”, “Остров Борнгольм”, “Марфа посадница”. Отражение в повестях идейной и художественной эволюции писателя. Художественные особенности прозы Карамзина. Лирика. Ее тематика, жанры. “Новый слог” Карамзина. Реформа русского литературного языка.


Цели: Целью освоения дисциплины является формирование у бакалавров терминологического аппарата теории понимания и истолкования текста, а также основ методики его интерпретации. Цель курса – ознакомление студентов с главной особенностью литературного процесса XVIII в., заключавшейся в интенсивной секуляризации духовной жизни русского общества, в утверждении в России классицизма (первая треть века) и смене его в конце века сентиментализмом и романтизмом. Главная задача курса – формирование у студентов навыков историко-литературного анализа художественных текстов русской классической литературы. На лекциях основное внимание будет уделено анализу творчества ведущих писателей XVIII в.: А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, Н. М. Карамзина и др.
В процессе освоения курса студент решает следующие задачи:
• ознакомление с наиболее значимыми направлениями в литературе 18 в. (классицизм, сентиментализм), с творчеством наиболее значимых авторов;
• изучение методики анализа поэтического (ода, басня), драматургического (трагедия, комедия) и прозаического текста (повесть, путешествие).
Оценивание: Для допуска к зачету студенты должны выполнить следующие виды самостоятельной работы:
1. Составить терминологический словарь, опираясь на два издания: «Литературный энциклопедический словарь» (М., 1981) и «Краткую литературную энциклопедию» (М., 1969-1974). На практических занятиях будут проводиться контрольные работы по теоретическим вопросам в течение семестра.
2. Составить краткий биографический словарь из статей о биографиях и творчестве следующих авторов: Феофан Прокопович, А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин, Н.М. Карамзин, Я.Б. Княжнин. К этому словарю должны быть приложены биографии Петра I, Екатерины II, а также биографические очерки о самых известных в XVIII – начале XIX вв. скульпторах, архитекторах, композиторах, художниках (по 1 из каждой группы, по выбору студента). При составлении словарей ориентироваться на УМК М.В. Мелихова, а также на «Краткую литературную энциклопедию» (Т.1-9), на словарь «Русские писатели. 1800-1917 гг.» (Вып.1-4), «Русские писатели XVIII века» (Вып.1-3).
3. Написать контрольную работу по одной из перечисленных ниже тем или по одному из вопросов к экзамену.
4. Составить конспекты ответов на все экзаменационные вопросы.

Все перечисленные материалы должны быть распечатаны на принтере и помещены в скоросшиватель. Параметры страницы: высота шрифта – любая, от 10 пт, расстояние между строками - 1, текст выравнивать по ширине, отступ – 1,25.
Темы: Темы в составе курса:
1. Национальное своеобразие русской литературы XVIII в. Литература Петровской эпохи, классицизм, «просветительский реализм», сентиментализм.
2. А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский
3. М.В. Ломоносов
4. Г.Р. Державин
5. А.П. Сумароков
6. Д.И. Фонвизин
7. Н.И. Новиков
8. А.Н. Радищев
9. Н.М. Карамзин
Ресурсы: Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Рекомендуемый библиографический список по дисциплине разделен на четыре рубрики. Первая - “Тексты”- содержит список программных текстов, обязательных для сдачи устного экзамена по изучаемому курсу литературы. Во второй - “Учебники и учебные пособия”- перечислены рекомендуемые учебники, методические указания, учебные пособия, хрестоматии. В третьей даны рекомендуемые монографические издания текстов отдельных авторов XVIII века и сборники текстов. Четвертая рубрика - “Исследования”- состоит из трех разделов. В первый вошли монографии и статьи, посвященные общетеоретическим проблемам литературы XVIII века (проблемам периодизации, художественного метода того или периода, теории жанров, теории русского стиха и т.д.), во второй - монографии и статьи о творчестве наиболее выдающихся поэтов и писателей XVIII в. (В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П.Сумароков и др.), в третьем предложен ряд изданий мемуаров XVIII в. и репринтных изданий текстов произведений литературы XVIII в.
При изучении биографии и творчества малоизвестных поэтов XVIII в. (И.Ф. Богдановича, В.И. Майкова и др.) рекомендуется пользоваться книгами из серии “Библиотека поэта”, статьями об этих поэтах в «Краткой литературной энциклопедии» и в словарях: Словарь русских писателей XVIII века / Отв. ред. А.М. Панченко. Вып.1 (А – И). Л., 1988; Русские писатели, XVIII век: Биобиблиографический словарь / С.А. Джанумов, В.И. Коровин, С.Н. Травников и др.; Сост. С.А. Джанумов. М., 2002; Издания текстов можно найти в электронной хрестоматии Методическом кабинете филологического факультета (ул. Катаева, 9, каб. 406) (сост.М.В. Мелихов), а также в Интернете на сайтах: www.rvb.ru, www.lib.ru, www.feb-web.ru, www.library-institute.ru и др.
Общие сведения об истории культуры и эстетики XVIII в. можно почерпнуть из следующих изданий: Предтеченский А.В. XVIII век // Краткий очерк истории русской литературы с древнейших времен до 1917 года / Отв. ред. Ш.М. Левин. Л., 1967. С.175-236; Очерки русской культуры XVIII века. М., 1985-1988. Ч.1-3; Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII века: Историко-проблемный очерк просветительской мысли. М., 1983; Исторический лексикон. “XVIII век”/ Отв. ред. Е.Б. Этингоф. М.,1996.
Научная библиография изданий текстов и исследований произведений литературы XVIII века собрана в книге “История русской литературы XVIII века: Библиографический указатель / Под ред. П.Н. Беркова. Л., 1968.
Словари и энциклопедии: http://dic.academic.ru/ (Большая Советская энциклопедия, Википедия, Современная энциклопедия, Энциклопедия Кольера, Большой энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод, Библейская энциклопедия арх. Никифора, Библейская энциклопедия Брокгауза, Православный энциклопедический словарь, Краткий церковнославянский словарь, Католическая энциклопедия, Ислам. Энциклопедический словарь, Индуизм, Буддизм, Энциклопедия мифологии, Религиозные термины, Литературная энциклопедия, Словарь литературных терминов, Словарь литературоведческих терминов, Поэтический словарь, Литературные герои, Лермонтовская энциклопедия, Словарь русского языка XVIII века, Словарь книжников и книжности Древней Руси, Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён, Энциклопедия античных писателей, Художественная энциклопедия, Энциклопедия культурологии, Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия, Словарь средневековой культуры, Альтернативная культура. Энциклопедия, Словарь личных имен, Советская историческая энциклопедия, Исторический словарь, Большая биографическая энциклопедия, 1000 биографий, Биографический словарь, Энциклопедический словарь псевдонимов, Русская энциклопедия, Энциклопедия русского быта XIX века, Казачий словарь-справочник, Все монархи мира, Словарь полководцев, Энциклопедия битв мировой истории, Средневековый мир в терминах, именах и названиях, Античный мир. Словарь-справочник, Реальный словарь классических древностей, Этнографические термины и др.)

При затруднениях, связанных с определением значения устаревших и не употребляющихся в настоящее время слов, следует обращаться к «Словарю русского языка XVIII века».
Язык: Pусский
Записаться Записаться
Язык: Pусский
Преподаватели: Михаил Васильевич Мелихов, Игорь Анатольевич Муртазин
Блоки: 1
Материал урока
Язык: Pусский
Преподаватели: Михаил Васильевич Мелихов, Игорь Анатольевич Муртазин
Блоки: 3
Материал урока
Язык: Pусский
Преподаватели: Михаил Васильевич Мелихов, Игорь Анатольевич Муртазин
Блоки: 1
Материал урока
Записаться Записаться